Одной из распространенных претензий покупателя к поставщику лакокрасочных материалов является «Вы продали мне краску не того оттенка».
При этом известно, что цветовосприятие весьма субъективно, ощущение оттенка зависит от освещения, фона, особенностей конкретного человека. Поэтому при работе с такой рекламацией полезно бывает оперировать цифрами и анализировать, на какую именно величину цвет, поставленный потребителю отличается от образца.
Чаще всего для описания параметров цвета используют его координаты в цветовом пространстве L*a*b. Данное пространство трехмерно, координаты точки показывают положение цвета по осям L (светлота), а (шкала красный-зеленый), b (шкала желтый-синий).
Координаты определяются с помощью специальных приборов для измерения цвета — спектрофотометра или значительно более удобного и дешевого COLORPIN II.
Пусть цвет, предоставленный колористу клиентом имеет координаты L*a*b = 40.40 х 49.49 х 13.83
Измерение цвета на выкрасе, полученном из заколерованной колористом краски, показало следующие значения: L*a*b = 39.90 х 48.04 х 17.18
Таким образом, отклонение цвета ЛКП от цвета образца по оси L составило DL=40.40-39.90=0.50, по оси а — Da=49.49-48.04=1.45, по оси b — Db=13.83-17.18=-3.35
Величина дельта (ΔЕ*), показывающая ошибку цветоподбора, показывает отклонение одного цвета от другого по всем трем осям. Рассчитать дельту можно по формуле [1].
В приведенном примере ΔЕ*=((0.50)^2+(1.45)^2+(-3.35)^2)^1/2=3.68
Это действительно большая ошибка, заметная невооруженным глазом.
В стандартах на производство мебели предельно допустимая ошибка цветоподбора не указывается, разные производители мебели устанавливают внутренние ограничения исходя из своих возможностей контролировать цвет. Например, у известного производителя мебели ИКЕА ΔЕ* не превышает 0,5 единиц (для фасадных поверхностей — не более 0,4). Это та граница, до которой цветовое отличие практически не заметно невооруженным глазом.
Дополнительная информация: